Версия для печати
Москва, 12 февраля, Благовест-инфо. Конференция «Образ Богоматери в древних иконах южной Италии» состоялась 10 февраля в Москве, в Культурном центре «Покровские ворота». Конференции предшествовала презентация одноименного альбома-календаря на 2009 год («Царица небесная», Милан-Минск, 2008), а также открытие фотодокументальной выставки, посвященной древним иконам Южной Италии и развернутой в зале КЦ «Покровские ворота».
Итальянские историки и искусствоведы, подготовившие издание, которое открыло русскому читателю малоизвестную страницу христианского искусства, приехали в Москву на конференцию, чтобы пообщаться со своими российскими коллегами. Итальянскую делегацию возглавил архиепископ Микеле Пеннизи—историк, правящий архиепископ епархий Пьяццы Армерины (Сицилия). В большом зале с трудом хватило места всем желающим больше узнать об итальянской иконе «из первых рук»; среди участников конференции были известные российские историки искусства – специалисты по иконописи.
Открывая конференцию, директор КЦ «Покровские ворота» Жан-Франсуа Тири представил итальянских гостей как «живых свидетелей, живущих бок о бок с теми иконами, о которых нам так хотелось бы узнать». Он подчеркнул, что конференция ставит «принципиальные для нас вопросы – о диалоге между христианами Востока и Запада, точкой отправления в котором мы считаем само явление Христа».
В древних иконах юга Италии проявляются общие христианские корни Европы, «когда христианский мир еще имел общий язык – язык иконографии», отметила куратор выставки, составитель альбома-календаря Джованна Парравичини – представитель фонда «Христианская Россия», атташе по культуре представительства Ватикана в РФ. Она выразила особую благодарность корифеям российского искусствоведения – профессорам МГУ Ольге Сигизмундовне Поповой и Энгелине Сергеевне Смирновой за помощь в подготовке альбома-календаря и сообщила, что готовятся к изданию новые выпуски, посвященные древним иконам Синая, Рима и Киева.
Каждый такой альбом сопровождают обширные профессиональные комментарии. Автор текста к альбому «Царица Небесная» -- искусствовед, научный сотрудник Папского Комитета по культурному наследию монсеньор Мишель Берже сделал доклад «Присутствие и значение иконы в Италии на протяжении веков», сопровождая его показом слайдов прекрасного качества. В начале он отметил, что иконопись в большинстве случаев ассоциируется с Византией, с Русью, с Балканами. Говоря об иконе, мы сразу вспоминаем Владимирскую Богоматерь и Троицу Андрея Рублева. Однако немногие, в том числе и сами итальянцы, знают, что в Италии находятся более древние иконы. Свое описание и анализ докладчик начал с образа Богоматери из Андрии, сопоставляя ее иконографию как раз с Владимирской Богоматерью, находящейся в Государственной Третьяковской галерее. В ходе доклада было отмечено, что итальянские иконы принадлежат латинскому литургическому пространству и, таким образом, «живут несколько иной литургической жизнью», однако не стоит противопоставлять восточные и западные образы. Напротив, во время доклада у многих, знающих древнерусское искусство, возникали аналогии и параллели, указывающие на глубинную связь восточного и западного христианского искусства. Монс. Мишель Берже познакомил участников конференции не только с иконами XII-XIV вв., но и с сохранившимися в храмах Италии фресками и мозаиками.
Далее выступил архиепископ Микеле Пеннизи. Он представил доклад о чудотворной иконе «Богородица Победная» в г. Пьяцце Армерине и об истории почитания этого образа. Икона находится в кафедральном соборе епархии, которую возглавляет архиепископ Пеннизи, поэтому ее история особенно дорога автору. Докладчик представил подробное историческое и иконографическое исследование иконы, остановившись также на современной практике ее почитания.
Место иконы в народной религиозности – эта тема стала главной в докладе настоятеля собора Джелы (Сицилия) монсеньора Грацио Алабизио, который посвятил свое сообщение культу иконы «Богородица дельи Алеманни» в г. Джеле.
Конференция завершилась выступлениями двух российских специалистов: Елены Виноградовой (ПСТГУ) «Образ Богоматери в византийском искусстве XIII в.» и Елены Саенковой (ПСТГУ, ГТГ) «Иконография Богоматери в русском искусстве XIII-XIV вв.».
Одним из гостей конференции был сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского патриархата священник Александр Васютин. Как сказал он «Благовест-инфо», конференция произвела на него сильное впечатление. «Эти иконы, представленные на выставке и в докладах, говорят о том, что корни не только иконографии, но и культурные корни Европы исходят из одного источника—воспитаны и вскормлены христианством», -- отметил о.Александр.
Юлия Зайцева
Ваш ОтзывПоля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены.
Москва, 12 февраля, Благовест-инфо. Конференция «Образ Богоматери в древних иконах южной Италии» состоялась 10 февраля в Москве, в Культурном центре «Покровские ворота». Конференции предшествовала презентация одноименного альбома-календаря на 2009 год («Царица небесная», Милан-Минск, 2008), а также открытие фотодокументальной выставки, посвященной древним иконам Южной Италии и развернутой в зале КЦ «Покровские ворота».
Итальянские историки и искусствоведы, подготовившие издание, которое открыло русскому читателю малоизвестную страницу христианского искусства, приехали в Москву на конференцию, чтобы пообщаться со своими российскими коллегами. Итальянскую делегацию возглавил архиепископ Микеле Пеннизи—историк, правящий архиепископ епархий Пьяццы Армерины (Сицилия). В большом зале с трудом хватило места всем желающим больше узнать об итальянской иконе «из первых рук»; среди участников конференции были известные российские историки искусства – специалисты по иконописи.
Открывая конференцию, директор КЦ «Покровские ворота» Жан-Франсуа Тири представил итальянских гостей как «живых свидетелей, живущих бок о бок с теми иконами, о которых нам так хотелось бы узнать». Он подчеркнул, что конференция ставит «принципиальные для нас вопросы – о диалоге между христианами Востока и Запада, точкой отправления в котором мы считаем само явление Христа».
В древних иконах юга Италии проявляются общие христианские корни Европы, «когда христианский мир еще имел общий язык – язык иконографии», отметила куратор выставки, составитель альбома-календаря Джованна Парравичини – представитель фонда «Христианская Россия», атташе по культуре представительства Ватикана в РФ. Она выразила особую благодарность корифеям российского искусствоведения – профессорам МГУ Ольге Сигизмундовне Поповой и Энгелине Сергеевне Смирновой за помощь в подготовке альбома-календаря и сообщила, что готовятся к изданию новые выпуски, посвященные древним иконам Синая, Рима и Киева.
Каждый такой альбом сопровождают обширные профессиональные комментарии. Автор текста к альбому «Царица Небесная» -- искусствовед, научный сотрудник Папского Комитета по культурному наследию монсеньор Мишель Берже сделал доклад «Присутствие и значение иконы в Италии на протяжении веков», сопровождая его показом слайдов прекрасного качества. В начале он отметил, что иконопись в большинстве случаев ассоциируется с Византией, с Русью, с Балканами. Говоря об иконе, мы сразу вспоминаем Владимирскую Богоматерь и Троицу Андрея Рублева. Однако немногие, в том числе и сами итальянцы, знают, что в Италии находятся более древние иконы. Свое описание и анализ докладчик начал с образа Богоматери из Андрии, сопоставляя ее иконографию как раз с Владимирской Богоматерью, находящейся в Государственной Третьяковской галерее. В ходе доклада было отмечено, что итальянские иконы принадлежат латинскому литургическому пространству и, таким образом, «живут несколько иной литургической жизнью», однако не стоит противопоставлять восточные и западные образы. Напротив, во время доклада у многих, знающих древнерусское искусство, возникали аналогии и параллели, указывающие на глубинную связь восточного и западного христианского искусства. Монс. Мишель Берже познакомил участников конференции не только с иконами XII-XIV вв., но и с сохранившимися в храмах Италии фресками и мозаиками.
Далее выступил архиепископ Микеле Пеннизи. Он представил доклад о чудотворной иконе «Богородица Победная» в г. Пьяцце Армерине и об истории почитания этого образа. Икона находится в кафедральном соборе епархии, которую возглавляет архиепископ Пеннизи, поэтому ее история особенно дорога автору. Докладчик представил подробное историческое и иконографическое исследование иконы, остановившись также на современной практике ее почитания.
Место иконы в народной религиозности – эта тема стала главной в докладе настоятеля собора Джелы (Сицилия) монсеньора Грацио Алабизио, который посвятил свое сообщение культу иконы «Богородица дельи Алеманни» в г. Джеле.
Конференция завершилась выступлениями двух российских специалистов: Елены Виноградовой (ПСТГУ) «Образ Богоматери в византийском искусстве XIII в.» и Елены Саенковой (ПСТГУ, ГТГ) «Иконография Богоматери в русском искусстве XIII-XIV вв.».
Одним из гостей конференции был сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского патриархата священник Александр Васютин. Как сказал он «Благовест-инфо», конференция произвела на него сильное впечатление. «Эти иконы, представленные на выставке и в докладах, говорят о том, что корни не только иконографии, но и культурные корни Европы исходят из одного источника—воспитаны и вскормлены христианством», -- отметил о.Александр.
Юлия Зайцева
Ваш ОтзывПоля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены.